Сепарация — психологический процесс отделения ребенка от родителей » КГУ «ОСШЛМФИ» УО ВКО
Коммунальное государственное учреждение
"Областная специализированная школа-лицей
для детей, одаренных в области
математики, физики, информатики"
Управления образования
Восточно-Казахстанской области
Приемная :
+7(7232) 24-93-01
Бухгалтерия:
+7(7232) 24-93-01
Версия для
слабовидящих
» » » Сепарация — психологический процесс отделения ребенка от родителей КГУ «ОСШЛМФИ» УО ВКО
16
май
2023

Сепарация — психологический процесс отделения ребенка от родителей

Сепарация

   Как-то шел по лесу человек. Видит, бабочка пытается вылупиться из кокона. Он подошел, разорвал кокон руками и выпустил бабочку летать. Но через три дня она погибла. Потому что ее крылья не получили достаточной силы, она не смогла летать. Благое намерение обернулось катастрофой.
И часто мы то же самое делаем с собственными детьми.
Почему ребенок не самостоятельный?
Почему он ничего не хочет?
Почему он такой безответственный?
Знаете, где ответ? В слове се-па-ра-ци-я!
Сепарация — психологический процесс отделения ребенка от родителей. Это процесс взросления, разрезание ментальной пуповины и перехода из отношений «родитель-ребенок» в формат «взрослый-взрослый».
Сепарация происходит одновременно с двух сторон: и у родителей, и у ребенка. И, если совсем честно, это не всегда легко. Но на то мы и взрослые, осознанные люди, чтобы эту процедуру облегчить.
Начнем с того, что у родителя есть три ключевые функции:
поддерживать;
•    направлять;•    принимать.
Задача родителя — быть проводником в жизненный опыт, пока каждый ребенок проделывает свой труд Души, набивает шишки. Гармоничные отношения — это когда «я РЯДОМ с ребенком». И здесь нет места словам «указывать», «помогать», «решать за», «контролировать», «советовать» или «мотивировать».
Этапы сепарации ребенка

Весь процесс взросления ребенка — это сепарация от родителей. С самого рождения и до 18-20 лет. Если сепарация идет по своим этапам, она проходит легко и комфортно для всех членов семьи. Но если процесс был нарушен — нужно понять, в какой именно момент.

1-3 года. Ребенок полностью зависит от родителей — они обеспечивают ему еду, кров и чувство безопасности. Однако, именно на этом этапе важно уже относиться к ребенку, как к отдельному человеку, будущей личности. Дети это чувствуют.

3 года. Захватывающее время «Я сам-ости». Ребенок впервые проявляет самостоятельность. Он любознателен, активен, всем интересуется и познает мир. Сам может говорить, что ОН хочет, а что — нет. И здесь эту самостоятельность легче всего сломать. «Я хочу кушать» — «Я тебе приготовлю». «Я хочу сам завязать шнурки, даже если это очень медленно» — «Мы опаздываем, что ты копаешься». «Я хочу играть в Лего» — «Мы записали тебя на курсы по футболу»

4-7 лет. Период первых друзей и окружения. Самая частая ошибка — принимать решение за ребенка, вмешиваться в его общение. Здесь рушится умение быть самостоятельным и ошибаться. Часто родители не учат ребенка рефлексировать и анализировать, а делают за него. Это рождает зависимость от и неспособность постоять за себя.

7-12 лет. Первые школьные годы. Ребенок уже считает себя взрослым, но родители повторяют ему снова и снова «ты еще маленький». Он хочет сам ходить в школу, но «ты еще маленький». Хочет ходить в гости к подружке и даже ночевать, но «ты еще маленькая».

Часто родители начинают звонить каждые полчаса и спрашивать: поел ли, сделали ли уроки, сходил ли на курсы. Родители чувствуют, что связь теряется, ведь ребенок уже так сильно не нуждается в них, и пытаются все контролировать. Боятся, переживают и стараются эту связь усилить.

В итоге — не дают ребенку жить и получать опыт. И привет убеждение «я не способен сам сделать что-то хорошо». Ответственность за себя убита, поле выжжено.

Подросток. Самый сложный период в отношении с детьми. Ребенок полностью погружен в собственный мир, всем видом показывает, что взрослый и самостоятельный.

Этот этап пройдет относительно спокойно, если родители доверяли ребенку. Уважали его право на собственную территорию, интересы и увлечения. Но если ему указывали, что делать — да будет БУНТ! Кто-то пытается это бунт усмирить и получает вечно послушного и безвольного Наследника. Именно на подростковом этапе формируется чувство ответственности за свою жизнь. 

Заключительный этап. Если на всех предыдущих этапах процесс сепарации прошел без нарушений, к 18 года человек полностью готов отделиться от родителей. Законченный процесс сепарации подразумевает обретение независимости во всех сферах.

Взрослый человек может обеспечить себя сам, принимать решения и нести за них ответственность. Он также понимает, что его мнение может не совпадать с мнением родителей. И это нормально.

И здесь родители могут давать советы или оказывать поддержку только в том случае, если человек попросит.


Как понять, что родитель сепарировался от ребенка?
Их не раздражают решения детей. Не расстраивают, не бесят. Они позволяют ребенку получать опыт и, при необходимости, готовы помочь.
•    Они заняты своими делами, проектами, творчеством, а не тревогами и мыслями о ребенке. На встречах с друзьями они 90% времени говорят о себе, а не о детях.•    Не дают категоричных советов. В их лексике нет повелительного наклонения: «сделай так». Задают вопросы, а не указывают.•    Они не решают его проблемы: не записывают к врачу 20-летнего сына, не покупают билеты 25-летней дочке, не лечат собаку уже женатого Наследника.•    Дают право на ошибку, на опыт. Доверяют своему ребенку. Ведь это же их воспитанник, они вложили в него свои ценности — значит, ничего дурного он не сделает.
Как ведет себя НЕ сепарированный ребенок?
Ребенок не умеет сам принимать решения. Ждет авторитарную фигуру, которая скажет, что делать.
•    Или же не умеет просить помощи и пытается все сделать исключительно сам.•    Не умеет анализировать и мыслить критически, обдуманно.•    Многого ожидает от других и часто разочаровывается. Ему сложно дружить, налаживать связи.•    Годами «ищет себя» и не может найти. Не понимает, чего хочет. Или вообще не хочет ничего.•    В отношениях с другими людьми ведет себя по-детски: обижается на мелочи, психует, бросает трубку. Этакие заложники эмоций.•    Он неуверен в себе. Наивен, чем часто пользуются окружающие.•    У него нет собственного «я» и понимания: кто я? Что из себя представляю? Чего хочу?•    Часто совершает нелогичные поступки.
Что из этого вы замечаете в своих детях?

Рекомендации родителям от психолога
 
•    Будьте примером активной жизни. У активных людей, которые наслаждаются жизнью, дети такие же. Потому что они подражают, становятся яблочком под яблоней.•    Разговаривайте и задавайте вопросы.•    Примите факт, что дети будут лажать. И это отлично.•    Развивайте свободу и ответственность. Давайте поддержку и направление, а не будьте костылем.•    Не помогайте, пока ребенок сам не попросит. Или задайте вопрос: “нужна ли тебе с этим помощь?” Если ребенок жалуется, не решайте за него. Чаще всего он сам в состоянии разобраться.

https://almanax.co.uk/tpost/jo430bop5f-separatsiya-ostavte-detei-v-pokoe 

Лента новостей

25 апрель 2024 Эссе байқауы
24 апрель 2024 "El Umiti Talent"
20 апрель 2024 Конкурсный отбор
18 апрель 2024 «Brain ring»
17 апрель 2024 Ашық сабақ
Наш адрес
Усть-Каменогорск, улица Новаторов, 9А

©2016-2023, Коммунальное государственное учреждение "Областная специализированная школа-лицей для детей, одаренных в области математики,физики,информатики" Восточно-Казахстанской области
Все права защищены. Проект "Интерактивная школа". Техническая поддержка "Internet service" +77075327722,tangatarov13@mail.ru