ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И МЕРЫ ПО ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ » КГУ «ОСШЛМФИ» УО ВКО
Коммунальное государственное учреждение
"Областная специализированная школа-лицей
для детей, одаренных в области
математики, физики, информатики"
Управления образования
Восточно-Казахстанской области
Приемная :
+7(7232) 24-93-01
Бухгалтерия:
+7(7232) 24-93-01
Версия для
слабовидящих
» » » ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И МЕРЫ ПО ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КГУ «ОСШЛМФИ» УО ВКО
21
декабрь
2020

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И МЕРЫ ПО ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ

Казахстан - родина для более чем 130 этносов, представители которых внесли и вносят свой вклад в отечественную экономику, науку, науку и другие сферы жизни общества. С 1992 года республика вступила в ООН, а в 1995 – в Организацию исламская конференция. В 2010г. Казахстан председательствовал в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, год завершился проведением саммита стран ОБСЕ в Астане – столице Казахстана. Здесь же в начале 2011года были проведены 7 зимние Азиатские игры, причем казахстанская команда побила рекорд японцев 1986г. по количеству завоеванных медалей. В 2011г. Казахстан является председателем в ОИК (на уровне министров стран-членов этой организации). Эти факты свидетельствуют о стремлении Казахстана интегрироваться в мировое сообщество.
 Организация Исламская конференция (ОИК) - международная организация исламских стран, вторая по величине (после ООН) международная организации, объединяющая на сегодня 57 государств Азии, Африки и Латинской Америки, в которых сейчас проживает порядка 1,5 млрд. человек. В странах ОИК сосредоточено почти 70% запасов нефтепродуктов и 50% запасов газа /1/. Следует отметить, что из 57 стран, входящих в Организацию, 31 страна входит в группу слаборазвитых стран. Это, в частности, такие страны как Судан, Сомали и Бангладеш. И только 10 развитых государств производят 80% национального продукта всех стран Организации. 7 членов ОИК входит в число государств с наивысшим уровнем доходов, но при этом 22 других государства ОИК остаются в списке наименее развитых стран мира /2/.
 Организация много усилий приложила к укреплению рядов исламских государств-членов, подъему обществ этих государств на более высокие степени развития в политическом, экономическом, социальном, культурном и научном отношениях. Для этой цели в рамках Организации были созданы различные специализированные учреждения. Организация проводит очередные и чрезвычайные саммиты глав государств-членов, а также ежегодные министерские конференции по различным областям жизнедеятельности исламских стран. В частности, в июле текущего года в Астане состоялась 38 - сессия министров иностранных дел Организации Исламская Конференция, а в сентябре - встреча министров здравоохранения стран членов ОИК, где иностранными экспертами высоко были оценены достижения Казахстана последних лет в области здравоохранения и программа «Саламатты Казахстан».
 В течение более чем 40 лет со времени создания (в 1969г.) ОИК имела самое непосредственное отношение к крупным проблемам, вызовам и нуждам, затрагивающим Исламский мир. Из стран СНГ в ОИК вступили в качестве членов Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, Казахстан, Узбекистан. ОИК поддержала казахстанские инициативы по продвижению межкультурного и межцивилизационного диалога. В частности, по проведению 7-го Всемирного исламского экономического форума в Астане в 2011 году.
 Исламский мир весьма разнообразен, в Казахстане проживает множество народностей, и сосуществуют различные конфессии. Но на сегодня актуален вопрос о деятельности псевдорелигиозных организаций, больше похожих на секты или экстремистки настроенные политические движения. Специалисты отмечают, что для современной религиозной ситуации в Казахстане характерны возникновение и усиление радикальных религиозных сообществ, активизация деятельности центров нетрадиционных верований, повышение влияния иностранного миссионерского движения и расширение социальной базы сектантских организаций, особенно за счет молодежи. Характерные особенности всех сектантских и культовых организаций, по их мнению, весьма схожи, поскольку представляют собой определенный набор качеств. В их числе — крайняя неоднозначность и противоречивость идеологии и доктрины, дух раскольничества и сепаратизма, тоталитаризм учения, жесткая "критика традиционных религий за отступление от первоначальных вероучений и практики". Схожи также их структурная организация, методы воздействия и нацеленность на активную духовную экспансию среди населения, особенно молодежи 
 
 Причин для возникновения религиозного экстремизма, на наш взгляд, несколько. Во-первых, социально-экономические: разноуровневость регионов в плане доходов и уровня жизни населения. Социальная модернизация не смогла ее сгладить. Трудоизбыточный Юг и богатый, но отчужденный от доходов с разработки углеводородов Запад, накопили критическую массу недовольного населения, о чем свидетельствуют столкновения с иностранными рабочими и забастовочное рабочее движение на Западе, успешное овладение умами молодежи со стороны псевдорелигиозных сект на Юге. Именно в этих регионах высокая рождаемость, материнская смертность, многодетность семей сочетается с низким уровнем доходов на душу населения. Как сказал Президент РК Н. Назарбаев в своем выступлении на XVI сессии Ассамблеи народа Казахстана: «Толерантность при нищете не появляется», - имея в виду, правда, последствия мирового кризиса для слаборазвитых стран 
 
 Во-вторых, в либеральном обществе, в отличие от СССР времен «железного занавеса», нет тотальной слежки и драконовских мер по пресечению деятельности организаций, которые ведут нелегальную деструктивную деятельность, не утруждая себя юридической регистрацией в положенном порядке. Реагировать соответствующие органы могут только пост-фактум, когда появятся первые жертвы или их родственники обратятся за помощью.
 В-третьих, исторические факторы – духовенство как социальная группа была уничтожена в годы репрессий, религия находилась «под колпаком» у государства, пресеклась связующая нить преемственности религиозных традиций. Духовенство в только что возрождающем веру обществе еще недостаточно авторитетно и сильно, чтобы влиять на умы населения и противостоять чуждому деструктивному влиянию. Понятно, что Абсаттар Дербисали для казахстанцев это не то что аятолла Хаменеи для иранцев.
 В-четвертых, социально-демографические причины в сочетании с крушением атеистической пропаганды. Произошел разлом, конфликт поколений. Сегодня нередко наблюдается такое явление: в сугубо светских семьях, у родителей, бывших комсомольцами, «строителями коммунизма», дети 16-25 лет демонстрируют ортодоксальные религиозные взгляды или хуже того – подпадают под влияние псевдорелигиозных сект. Если родители эпизодически посещают церковь, раз в году красят яйца на Пасху и пекут куличи, дети выпадают из-под влияния православной церкви и находят какие-то иные религиозные «отдушины», на их взгляд «более правильные». Девушки-казашки надевают чуждые местным историко-религиозным традициям хиджабы и, зачастую не утруждая себя более глубоким овладением родным казахским языком и культурными традициями, становятся апологетами «чистой» веры.
 В-пятых, социально-психологические причины. Человеческая сущность не меняется: в эпоху перемен люди еще более испытывают потребность в «якорях», которые дадут определенность, удержат их от бурных течений, несущих в неизвестность. Такими «якорями» могут быть семья, дети, финансовое благополучие, стабильность социального положения, профессиональная и личная востребованность, уверенность в завтрашнем дне, причастность к большому нужному делу, к успешной социальной группе, вера в какую-либо привлекательную доктрину, чаще религиозного характера, или какое-либо хобби. Фундамент религиозных верований зиждется на внутренней потребности человека во внешнем Абсолюте, к которому можно обратиться в минуты слабости.
 В связи с выше изложенным особую актуальность приобретает вопрос об эффективных превентивных мерах. На наш взгляд, усиление позиций традиционных религий, формирование нового поколения духовенства, включение предмета «религоведение» во все госстандарты образования, укрепление авторитета семьи и воспитание нравственности на основе общечеловеческих ценностей могут в среднесрочной перспективе сыграть свою положительную роль. Однако, наряду с этим, государство должно стремиться к выравниванию уровня жизни населения в региональном аспекте. Понятно, что доступ к качественной питьевой воде, медицинскому обслуживанию и образованию, Интернету, индустрии развлечений и развивающих дошкольных программ и детских учреждений, возможности социальной мобильности у жителей Алматы и затерянного в горах или песках отделения села, мягко говоря, не одинаков. Особое звучание приобретает воспитание, начиная с детства, духовно богатой, открытой личности. Человек, имеющий богатый духовный мир, хорошую нравственную основу, интересующийся литературой, музыкой, искусством, любящий и уважающий историю и традиции своего народа вряд ли поддастся на узколобую пропаганду экстремистов и ксенофобов.

Лента новостей

25 апрель 2024 Эссе байқауы
24 апрель 2024 "El Umiti Talent"
20 апрель 2024 Конкурсный отбор
18 апрель 2024 «Brain ring»
17 апрель 2024 Ашық сабақ
Наш адрес
Усть-Каменогорск, улица Новаторов, 9А

©2016-2023, Коммунальное государственное учреждение "Областная специализированная школа-лицей для детей, одаренных в области математики,физики,информатики" Восточно-Казахстанской области
Все права защищены. Проект "Интерактивная школа". Техническая поддержка "Internet service" +77075327722,tangatarov13@mail.ru